Единство миров: физического и тонкого.

Get Adobe Flash player

 Социальная услуга - Литовская модель

1. Развитие социальных услуг в Литве

Развитие социальных услуг в Литве началось с принятием Концепции социальных услуг (1994 г.) и увеличением количества стационарных социальных учреждений (1994-1995 гг.). Количественный рост интернатных учреждений и бесплатное социальное обслуживание в Литве не способствовали конкуренции между интернатными учреждениями. Тогда был принят Закон о социальных услугах (1996 г.), который предусматривал новые принципы социальных услуг, способствующие развитию предоставления социальных услуг на местном уровне. Согласно данного Закона населению Литвы предоставлялись два вида социальных услуг:

- общие;

- специальные.

Реализация вышеуказанного Закона привела к осуществлению трансформации социальных услуг, которая развивала специальные социальные услуги, опирающихся на общинные нужды, также совершенствовали квалификационные требования к социальным работникам. Согласно Закона специальные социальные услуги делятся на социальный надзор и социальную опеку, предоставляются социально уязвимым гражданам и семьям, у которых способность на обеспечение самостоятельной заботы о личной (семейной) жизни и участие в общественной жизни недостаточно.

К социальному надзору относятся услуги по предоставлению социальной помощи на дому, развитию и поддержанию социальных навыков, предоставлению временного ночлега людям без определенного места жительства и т.д.

К социальной опеке относятся услуги по предоставлению комплексной социальной помощи, для которых необходим постоянный надзор специалистов. Социальная опека по продолжительности разделяется на дневную, кратковременную и долговременную.

Развитие социальных услуг потребовало совершенствование нормативных правовых актов Литвы в сфере предоставления социальных услуг. Приказами Министерства (1998 г.) утверждены следующие нормативные документы:

- Порядок оплаты за социальные услуги;

- Методика предоставления социальных услуг на дому;

- Каталог (перечень) социальных услуг.

Суть утвержденных Министерством нормативных документов заключается в децентрализации институциональной опеки, отделении социальных услуг от медицинских, образовательных, культурных и других видов услуг. В нормативных документах Министерства акцент делается на персонализации социальной помощи, от руководителей социальных учреждений требуется направление своего внимания на предоставление индивидуальную помощь человеку, нуждающемуся адресной социальной поддержке.

Реализация вышеуказанных нормативных документов Министерства должна была разграничить функции государственных органов, то есть потребовалась от учреждений социальной опеки организация работы по предоставлению социальных услуг, а от учреждений других государственных органов (здравоохранения, образования, культуры и т.д.) предоставление самих социальных услуг. Другими словами учреждения социальной опеки должны покупать услуги от учреждений других государственных органов за деньги жителя (подопечного) согласно контракту, заключенного между администрацией учреждения социальной опеки и жителем (подопечным).

Однако, система предоставления социальных услуг Литвы продолжала буксовать на месте, потому что органы местного самоуправления законодательно не были задействованы в решении социальных проблем населения. Органы самоуправления не решали текущие проблемы социально незащищенной категории граждан и не организовали предоставления социальных услуг на своих территориях, не предусматривали расходы на предоставление социальных услуг и социальное развитие при формировании местного бюджета, не создавали условия для конкуренции между социальными учреждениями, предоставляющими социальных услуг.

В то время, когда государственный орган варился в своем соку, выполняя одновременно нормотворческую работу и текущую деятельность, а органы самоуправления были пассивны и бездейственны, прикрываясь в отчетах показателями территориальных подразделений государственного органа.

В целях изменения подхода к предоставлению социальных услуг Правительством Литовской Республики принята Концепция о реформировании социальных услуг (2000 г.), которая делегировала органам местного самоуправления полномочия по предоставлению социальных услуг населению.

Данная Концепция не коснулась медицинских, образовательных, культурных и других видов услуг, успех ее реализации зависел от активности органов местного самоуправления. Для реализации Концепции по реформированию органов местного самоуправления требовалось:

- инициирование предоставления социальных услуг;

- установление потребностей разным видам социальных услуг социально незащищенного человека, проживающего на их территории;

- определение функции и ответственности на разном уровне управления предоставлением социальных услуг и субъектов управления;

- инициирование конкуренцию между социальными учреждениями, предоставляющими социальные услуги;

- финансирование самих социальных услуг, а не социальных учреждений;

- дифференцирование социальной солидарности;

- создание механизмы оценки и контроля качества социальных услуг;

- решение текущей проблемы социально незащищенной категории граждан.

Ожидалось, что реформа в сфере социальных услуг поспособствует изменению подхода к предоставлению социальных услуг населению, а именно с количественного на качественный подход. Суть качественного подхода заключается в замене процедуры трудотерапии на процесс обеспечения занятостью в учреждениях социальной опеки, также в инициировании жителя (подопечного), чтобы в процессе обеспечения занятости в учреждениях социальной опеки он сам о себе позаботился. Социальный работник учреждения социальной опеки должен активизировать участие жителя в процессе обеспечение занятости.

Развитие социальных услуг в рамках Концепции требовало внесению дополнения в действующий Закон о социальных услугах (2006 г.). Обновленным Законом понятие «социальная работа» расширено, требование к образованию социального работника ограничено.

Социальной работой считается деятельность, основанная на сотрудничестве социально незащищенной категории граждан и общества, при которой оказывается содействие социально незащищенному человеку и семье в решении их социальных проблем в соответствии с их возможностями и при их участии, без ущемления человеческого достоинства и увеличения их ответственности. Социальная работа выполняется социальными работниками и их помощниками. Работать социальным работником имеет право лицо, получившее высшее образование в сфере социальной работы или приравненное к нему образование. Профессиональная квалификация социальных работников будет периодически оцениваться во время аттестации социальных работников.

Обновленным Законом определены принципы управления, назначения и предоставления социальных услуг, лицензирование учреждений социальной опеки, также разграничены компетенции Министерства и самоуправления. За Министерствомоставлены функции по осуществлению государственной политики по социальной защите населения и по выполнению нормотворческой работы, но ответственность за предоставление социальных услуг населению определена за самоуправлением.

Необходимо отметить, что с момента принятия обновленного Закона органами самоуправления стали рассматриваться обращения граждан, социальные проблемы социально уязвимой части населения начали решаться на местном уровне.

Обновленный Закон о социальных услугах предусматривает:

- три источника финансирования предоставления социальных услуг (государственный бюджет в соответствии с методикой финансирования социальных услуг и исчисления средств, бюджет самоуправления и средства различных фондов);

- планирования необходимые средства для предоставления социальных услуг, реализации социальных программ и проектов (при формировании государственного бюджета и бюджетов самоуправлений), инвестирования развитии социальных услуг (на строительство, реновацию, развитие человеческих ресурсов, внедрение прогрессивных и новаторских социальных услуг и др.);

- разработку и поэтапной реализации следующих 8 подзаконных нормативных правовых актов:

1. Описание порядка платы за социальные услуги.

2. Описание порядка определения потребности в социальных услугах и назначения социальных услуг, также методика определения потребности в социальной опеке над социально незащищенным категориям граждан, в том числе детям.

3. Описание порядка повышения профессиональной квалификации социальных работников и помощников социальных работников, а также аттестации социальных работников.

4. Каталог социальных услуг.

5. Нормы социальной опеки.

6. Методика планирования социальных услуг.

7. Методика финансирования социальных услуг и исчисления средств.

8. Правила лицензирования учреждений социальной опеки.

Реализация этих подзаконных актов завершила в Литве процесс замены советской системы предоставления социальных услуг на новую систему, основанной на рыночных отношениях. Образована новая система социальной защиты населения Литвы, которая отличается следующей новизной:

1. Изменение пути движения денег.

Если в советской системе предоставления социальных услуг населению деньги до социальных услуг доходили через государственные органы, минуя человека (социально незащищенного), то в новой системе Литвы деньги до социальных услуг доходят через человека (социально незащищенного), минуя государственные органы. Такой механизм финансирования предоставления социальных услуг предусматривает формирование корзины жителя.

2. Формирование корзины жителя.

Корзина жителя обеспечивает сопровождение социальных гарантий, адресованных социально незащищенному человеку, в системе социальной защиты населения. Формирование корзины жителя (социально незащищенного человека) рассчитано на создание условий для усиления конкуренции между учреждениями социальной опеки. Руководители учреждений социальной опеки Литвы знают, что корзина жителя содержит в себя социальный пакет, состоящий из дохода жителя, из различных денежных ресурсов, используемых для оплаты медицинской страховки, развития инфраструктуры, получения образования и медицинского обслуживания и т.д., поэтому они заинтересованы в улучшении качества предоставления социальных услуг. Органы самоуправления тоже заинтересованы в развитии предоставлении социальных услуг на своей территории, потому что, если социально незащищенный человек уйдет в учреждение социальной опеки, расположенного в другом районе, то вместе с ним уйдут деньги органа самоуправления, выдавшего направление.

Существует два способа оплаты за получение социальных услуг: житель может деньги передать наличными в кассу учреждения социальной опеки или переводить деньги из своего счета в специальный счет учреждения.

Учреждение социальной опеки Литвы организует предоставление социальных услуг, направляет 70% своего бюджета на зарплату, а 25% на коммунальные услуги.

3. Внедрение новой парадигмы.

Формирование корзины жителя и обеспечение занятостью жителей учреждения социальной опеки сопровождались с внедрением новой парадигмы в сфере социальных услуг Литвы. Суть новой парадигмы заключается в установлении нового отношения к человеку с недугом (инвалидностью). В учреждениях социальной опеки персонал относится к человеку с недугом (инвалидностью) также как общество относится к другим людям, не ограничивая их права и не изолируя их от общества. В Литовской Республике «занятость» в учреждениях социальной опеки считается одним из видов лечения человека с недугом (инвалидностью), поэтому представители органа здравоохранения упорно сопротивлялись установлению нового отношения к человеку с недугом (инвалидностью). Конечной целью персонала учреждений социальной опеки Литвы является обеспечение полезности жителя обществу. Литовцы считают, что жители дома социальной опеки должны не только получать услуги, но и должны быть полезны обществу.

Новая парадигма поспособствовала созданию дневных центров в учреждениях социальной опеки (домах интернатах), устанавливающих нового отношения к человеку с недугом (инвалидностью). В дневных центрах открыты производственные мастерские и кружки разного профиля для обеспечения занятости жителей (людей с недугом). В учреждениях социальной опеки занятость обеспечивается в соответствии с графиком, который еженедельно разрабатывается и утверждается администрацией учреждения социальной опеки.

Жители учреждений социальной опеки (домов интернатов) и дневных центров, в том числе люди с недугами, под присмотром социальных работников и специалистов выполняют ручные или несложные работы в керамических, столярных и швейных цехах, на участке ивоплетении. В вышеуказанных цехах и участках выполняются швейные и столярные работы, обрабатывается шерсть, изготавливаются разные изделия из глины и войлочных изделий. Жители плетут рукодельные сувенирные продукции, вручную делают разноцветные свечи из парафина, рисуют картины и играют на музыкальных инструментах, занимаются в спортивном зале, играют компьютерные игры в библиотеке.

Постоянные жители дома социальной опеки доставляются в дневной центр, после работы обратно увозятся специально оборудованным автобусом дома социальной опеки.

Сырье для организации производства приобретается на рынке за счет денежных средств дома опеки. Изготовленные продукции реализуются в ярмарках, полученный доход направляется на поддержки деятельности дневного центра. Действующее законодательство Литвы по налогообложению не предусматривает деятельности дневных центров, поэтому готовые продукции накапливаются в складах, руководители учреждений социальной опеки не могут свободно их реализовать.

Ассоциацией социальных работников Литвы в настоящее время (2011 г.) инициируется внесение соответствующих изменений и дополнений в Законе о налогообложениях, предусматривающие облегчение учреждениям социальной опеки при реализации готовых продукций дневных центров.

В Литве планируется расширение видов деятельности дневных центров. В отдельных учреждениях социальной опеки создаются филиалы по организации работы экологического хозяйства по производству, сбора и реализации лекарственных трав.

Литовцы считают, что ограничивается возможность отдельных органов человеческого тела, поэтому в Литве не употребляются слова «лица с ограниченными возможностями здоровья» (ЛОВЗ).

Действующие нормативные правовые акты Литвы позволяет учреждениям социальной опеки получать пособия на погребение для умерших жителей. Также допускается получение пособия на погребение для умерших жителей фирмам, осуществляющим ритуальные услуги, если имеется договор с учреждением социальной опеки.

В Литве новые правила лицензирования учреждений социальной опеки будут вводиться в действие с 2013 года. Новые правила предусматривают использование виртуального лицензирования, то есть прием и регистрация отсканированных документов учреждений социальной опеки, заполнение электронной анкеты будут производиться на сайте (электронная переписка) ведомства. Ожидается, что система виртуального лицензирования будет уменьшать бюрократию. Лицензию могут получать только те учреждения социальной опеки, которые соответствуют требованиям стандартов по предоставлению социальных услуг.

4. Разграничение функций государственных органов, предоставляющих социальные услуги.

Деятельность учреждений социальной опеки Литвы исключает предоставление медицинских, образовательных, культурных и других услуг. Учреждение социальной опеки Литвы только организует предоставление социальных услуг жителю. Медицинские, образовательные, культурные и другие услуги покупаются на деньги жителя от учреждений соответствующих органов, для чего предварительно заключается договор с ними.

5. Планирование социальных услуг на местном уровне.

Каталог (Перечень) социальных услуг Литовской Республики предусматривает планирование социальных услуг на местном уровне. Органы местного самоуправления ежегодно разрабатывают план развития социальных услуг, который подлежит согласованию с неправительственными и общественными организациями.

6. Разработка и реализация социальных проектов.

В штатных единицах учреждений социальной опеки Литвы введена новая должность: «Менеджер по внешним связям». Данное должностное лицо постоянно отслеживает информацию государственных органов, самоуправлений и различных фондов по объявленным конкурсам на проведение социальных заказов (проектов), разрабатывает социальные проекты учреждения социальной опеки и обеспечивает его участие в проводимых тендерах. Участниками реализации государственного социального заказа являются органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, неправительственные организации (НПО).

Учреждениями социальной опеки Литвы акцентировано внимание на социальные проекты фонда Евросоюза (разрабатывались проекты для участия в тендерах, объявленного фондом Евросоюза). Денежные средства фонда Евросоюза использовались для проведения реконструкции здания, приобретения новых оборудований, способствующих улучшению качества социальных услуг. Следует особо отметить, что созданы комфортные условия проживания, отдыха, общения и оздоровления для жителей дома опеки, оборудованы залы для занятий физкультурой и реабилитации, открыты компьютерные классы в библиотеках.

2. Состояние системы предоставления социальных услуг Литвы

1. Функции Министерства.

В компетенцию Министерства социальной защиты населения и труда Литовской Республики входит:

- осуществление государственной политики;

- проведение нормотворческой работы;

- представление заключения об учреждении, реорганизации или ликвидации учреждений по предоставлению социальных услуг;

- анализ и оценка состояние социальных услуг;

- анализ потребности социальных работников и аттестация социальных работников;

- утверждение плана социальных услуг самоуправления;

- подготовка и реализация государственных программ и проектов в области социальных услуг.

В системе Министерства функционирует Департамент по надзору и оценке социальных услуг, который:

- реализует 32 социальные программы по разным тематикам и ежеквартально предоставляет 32 отчета (по каждой программе), уточняет сметы, осуществляет администрирование реализации проекта, проверяет деятельность исполнителей проекта;

- составляют 60 договоров для осуществления выплаты по социальным пособиям, так как в Литве функционируют 60 самоуправлений (районов и малых городов). Деньги до получателей доставляется самоуправлением;

- выдают 10 видов лицензий на предоставление социальной опеки в социальном учреждении или на дому. Условия получения лицензии, отказ в выдаче лицензии, приостановление действия лицензии и её отмены описаны в Законе;

- рассматривает жалобы, предоставляет консультации, согласно плана ведомства проверяет учреждения социальной опеки.

Министерство ежегодно объявляет конкурсы социальных проектов. Состав комиссии состоит только из сотрудников министерства, который определяет победителей, дает согласие на заключение договора. В составе комиссии отсутствуют представители вышеуказанного Департамента, НПО и независимые эксперты. Тематика конкурса обширная, социальные проекты направлены на обеспечение социальной защиты детей и молодёжи, на уменьшение насилия в семье, на оказание психологической помощи по телефону беженцам, поддержки НПО, работающими с пожилыми людьми и людьми с недугом (инвалидностью).

Информация о выдаче лицензии, приостановлении и об отмене ее действия передается в самоуправление, на территории которого находится социальное учреждение, также регулярно опубликовывается в приложении правительственного вестника «Информационные сообщения» и выставляется на сайт государственного органа. Также на сайте размещается база данных лицензированных учреждений, где любой гражданин может получить интересующую его информацию и может войти в Интернет-сайт лицензированных учреждений.

В системе Министерства также функционирует Служба администрирования учреждений социальной опеки. Создание такой Службы было обусловлено с тем, что в Литве проводилась реформа в системе управления, после реформы округи были упразднены и 38 стационарных учреждений, находящиеся в подчинении округов перешли в подчинении министерства.

Из 38 учреждений социальной опеки 28 работают со взрослыми людьми, 10 с детьми. Данная служба осуществляет мониторинг на состояние социального обслуживания в учреждениях социальной опеки, организовывает, анализирует и оценивает расходы на социальные услуги для принятия соответствующего решения, также занимается сбором статистической информации.

 

2. Функции самоуправления.

Как сказано выше, в Литовской Республике в компетенцию самоуправления входит назначения и предоставления социальных услуг населению, поэтому самоуправления:

- планирует предоставления социальных услуг. Отделом социальной защиты самоуправления (районные управления социальной защиты) оценивается и анализируется потребности жителей района в социальных услугах, прогнозируются и устанавливаются масштабы предоставления и виды социальных услуг, определяется потребности в финансировании социальных услуг. Местный бюджет предусматривает 10-12% от общей суммы бюджета на обеспечение социальным жильем населения;

- организует назначение и предоставление социальных услуг. Человек, нуждающийся в социальных услугах, обращается с заявлением органу местного самоуправления по месту регистрации.

Отделом социальной защиты самоуправления (районным управлением социальной защиты) принимаются следующие документы для направления заявителя в учреждение социальной опеки:

-паспорт;

-справка об инвалидности;

-медицинская карточка;

-отчет о физическом состоянии;

-отчет о его имущества.

В отделе социальной защиты самоуправления (районном управлении социальной защиты) определяется потребность заявителя в социальных услугах, желающего получать социальные услуги, оцениваются финансовые возможности заявителя, и устанавливается для него размер оплаты за социальные услуги.

При установлении потребности заявителя в социальной опеке оценивается его уровень несамостоятельности (группа инвалидности). Возможность попадания заявителя в учреждение социальной опеки зависит от решения Комиссии по определению уровня несамостоятельности (трудоспособности) заявителя. Несамостоятельность заявителя оценивается комплексно в зависимости от возраста заявителя, функциональных нарушений организма, социального риска и связанных с этими факторами, способностями и мотивацией решать свои социальные проблемы, также возможностями семьи заботиться о заявителе.

Решение о назначении, приостановлении и прекращении предоставления социальных услуг принимает социальный работник самоуправления. Местным самоуправлением определяется виды услуг, которые нужны заявителю. Комиссия при самоуправлении определяет тип учреждения социальной опеки, принимает решение о направлении заявителя в учреждение социальной опеки.

В стационарные учреждения социальной опеки направляются граждане с уровнем несамостоятельности (группой инвалидности) от 0 до 25% (I группа), от 25 до 40% (II группа). Остальные граждане с уровнем несамостоятельности (группой инвалидности) от 40 до 90% (III группа) направляются в дневные стационарные учреждения или на социальное обслуживание на дому.

Направление в учреждение социальной опеки выдается отделом социальной защиты самоуправления (районным управлением социальной защиты) по месту постоянной прописки социально незащищенного человека, который заключает контракт с учреждением социальной опеки. Самоуправление покупает социальные услуги для своего жителя (социально незащищенного человека), проживающего на его территории. Оплата за предоставление социальных услуг финансируется за счет средств самоуправления, направившего социально незащищенного человека в учреждение социальной опеки. В случае, если стоимость социальной услуги учреждения социальной опеки будет превышать установленный Законом размер оплаты за социальные услуги, тогда согласно контракта самоуправление из своего бюджета будет доплачивать разницу в учреждение социальной опеки.

В структуре самоуправления действует Центр социальной помощи, который организует бесплатное питание, банные услуги и дом ночлега для бездомных людей. Специалистами Центра изучаются документы бездомных людей, обеспечивается пособие бездомным людям, проверяется соответствующая база данных. Специалисты Центра помогают бездомным людям в получении паспорта, если утерян удостоверяющий личность документ (паспорт). До получения паспорта бездомным людям выдается временное удостоверение получателя пособия. В Центре существует обширная информационная База данных, которая подключена к единому окну с базами данных бомжей, биржами труда, службами регистрации и социального фонда.

Отдел социальной защиты самоуправления (районное управление социальной защиты) осуществляет подбор семьи, которая может взять опеку над детьми, и осуществлять надзор за ними.

Самоуправлением подготавливаются и реализуются муниципальные программы и проекты в области социальных услуг, предоставляется информация в Министерство социальной защиты населения и труда Литовской Республики о предоставляемых на его территории социальных услугах.

Во взаимоотношениях Министерства и самоуправления присутствует скрытое противостояние. Представители самоуправления Литвы считают, что Министерством часто навязывается не нужные государству, обществу и на практике не выполнимые отчетности.

3. Стандарты на предоставление социальных услуг и тарифы.

Стандарты по подсчету и финансированию социальных услуг позволяют учреждениям социальной опеки оценивать стоимость своих услуг. Методика оценивания потребности в социальной опеке очень обширная и детальная. Потребность социального рода, физического характера оценивается в баллах. Сумма балла определяет нуждаемость в социальных услугах, сам процесс оценки потребности компьютеризирован. Данную работу выполняет социальный работник.

Квалификационные требования, порядок аттестации и повышение квалификации социальных работников утверждены указами (приказами) министра социальной защиты и труда. Согласно квалификационным требованиям социальные работники с 2011 года должны иметь высшее образование и ежегодно повышать свою квалификацию в колледжах системы министерства образования. В Литве существуют 16 колледжей с уклоном по социальной работе.

В Литве социальные услуги – платные, размер платы зависит от дохода заявителя и может добровольно удерживаться с пенсии.

Законом установлены следующие размеры оплаты за социальные услуги:

- за социальный надзор размер платы не должен превышать 20 процентов от доходов жителя;

- за дневную или кратковременную социальную опеку - не должен превышать 20 процентов от доходов жителя;

- за долговременную социальную опеку над взрослым лицом - не должен превышать 80 процентов от доходов жителя.

- за долговременную социальную опеку над ребенком с недугом (инвалидностью) не должен превышать 80 процентов от его доходов.

Социальная опека над ребенком, оставшимся без опеки родителей, и над ребенком из группы социального риска, услуги предоставляются на безвозмездной основе.

Размер оплаты за социальные услуги не может превышать размера расходов на предоставляемые заявителю социальные услуги. Источниками оплаты являются доходы заявителя, его имущество, выраженное в деньгах, денежные средства взрослых детей и других заинтересованных лиц. Согласно нормативным правовым актам заявитель или один из взрослых членов семьи, желающего получать социальные услуги, или его опекун, попечитель обязаны в установленном порядке самоуправлением предоставить информацию об имеющихся доходах заявителя.

4. Учреждения социальной опеки.

В Литве функционируют 3 формы социальных стационарных учреждений, находящихся в подчинении: Министерства, местного самоуправления и неправительственных организаций (НПО).

В учреждениях социальной опеки Литвы не бывает свободных мест, поэтому соответствующий отдел самоуправления (районное управление социальной защиты), прежде чем выдать направление заявителю, обращается с запросом в Службу администрирования учреждений социальной опеки, чтобы проконсультироваться и получить достоверную информацию о наличии мест в учреждениях социальной опеки.

Службой администрирования решение принимается в трехдневный срок. Если в учреждениях социальной опеки нет свободного места, то заявитель будет включен в общий список граждан, ожидающих освобождения места. Нормативные правовые акты Литвы исключают любые возможности попадания человека в учреждение социальной опеки без очереди.

Если у заявителя (социально незащищенного человека) существует проблема, и он не может ждать до освобождения места, тогда такой человек отправляется в любое другое учреждение социальной опеки до освобождения конкретного места в учреждении социальной опеки, определенное самоуправлением.

Заявители должны быть застрахованы, многие из них в учреждение социальной опеки (дома-интернаты) приходят с решением суда. Если заявитель приходит в учреждение социальной опеки (дома-интернаты) с заключением экспертной комиссии по определению дееспособности, то администрацией дома опеки документы направляются в суд для получения решения суда о недееспособности данного человека.

Наличие решения суда о недееспособности жителя не позволяет работникам прокуратуры и правоохранительных органов проводить несанкционированные проверки. Они посещают учреждения социальной опеки по обращениям администрации учреждения или аудиторских учреждений.

В государственном учреждении социальной опеки Литвы (2011 г.) стоимость содержания 1-го жителя (подопечного) в месяц составляет от 1700 лит (682$) до 2500 лит (1000$). Норма на питание в день на одного ребенка 9.5 лит (3,8$), норма на медикаменты 1.6 лит (0,64$). Финансирование социальных услуг в учреждениях социальной опеки осуществляется из двух источников: 520 лит (200,8$) оплачивается Министерством за счет государственного бюджета, остальная сумма оплачивается из местного бюджета.

В настоящее время (2011г.) в подчинении Министерства функционируют:

- 1 стационарное учреждение, где преимущество жить в нем имеют священнослужители, их рекомендуют религиозные организации;

- 2 стационарных учреждения, для депортированных лиц во время второй мировой войны, которые имеют особый статус;

- 5 детских домов, 1 дом малютки, 3 учреждения социальной опеки для детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья;

- 1 стационарное учреждение для несовершеннолетних девушек, имеющих детей.

Министерству очень дорого обходится содержание 3-х учреждений социальной опеки для детей и молодёжи с инвалидностью. В данных детских учреждениях содержаться от 75 до 128 детей, и живут дети с большими физическими и умственными проблемами в возрасте от 6 до 29 лет. Более 60 человек живут больше 29 лет в доме опеки. Поскольку они выросли в доме опеки, они считают дом опеки их родным домом, поэтому они не хотят уходить оттуда. Администрация дома опеки для детей и молодёжи не переводит их во взрослые дома опеки, чтобы не подвергать их психологической травме. Учитывая их желания, администрация дома опеки оставляет их в доме опеки.

В Литве планируется с 2012 года в одном детском учреждении содержать 60 детей, но не больше.

В учреждениях социальной опеки Литвы действует комиссия по имуществу, которая состоит из соц. работников и помогает жителям (не познающим деньги) получать из кассы остаток дохода (деньги) и покупать необходимые продукты.

Как было сказано выше, что учреждения социальной опеки Литвы организует предоставление социальных услуг, а медицинские и образовательные услуги покупают для своих жителей. Гарантированные медицинские услуги предоставляются жителям (подопечным) территориальными учреждениями здравоохранения. Все жители учреждения социальной опеки, как и все другие граждане, поставлены на учет в местную поликлинику. Дети, способные сами ходит в школу, получают образования в общеобразовательной школе.

Процесс обеспечения занятости жителей (подопечных) домах опеки включает проведение занятий в спортивном зале, выполнение работ на производственных участках и в кружках рукоделия. Жители занимаются рисованием, слушают музыку, получают процедуры в специальных антистрессовых комнатах, принимают солнечные ванны и гидромассаж в ваннах. В домах опеки функционирует столовая, которая оснащена современным оборудованием для приготовления пищи и посудомоечной машиной.

Учреждения социальной опеки Литвы имеют практический опыт по интегрированию в общество людей с инвалидностью. Коллективы домов социальной опеки устремлены развивать и совершенствовать занятость, чтобы раскрыть скрытые способности жителей и активизировать их интегрирование в общество.

В домах социальной опеки для детей и молодежи функционирует общинное (групповое) проживание, где:

- в отдельной квартире многоэтажного дома самоуправления живут 6 юношей. Жители многоэтажного дома их всех знают и принимают жителей дома опеки, как обычных людей;

- в социальном доме учреждения социальной опеки созданы семьи, состоящие из 12 детей. За каждой семьей закреплен один социальный работник и помощник социального работника. В социальном доме есть своя кухня, все комнаты двух местные, обеспечены новой мебелью и постельными принадлежностями.

Такая форма предоставления социальной услуги рассчитана на обучение жителей дома опеки (подопечных дома-интерната) к самостоятельности. Они живут отдельно, получают продукты со склада учреждения социальной опеки и сами для себя готовят еду. Они сами обеспечивают чистоту и порядок в помещениях и на закрепленной за ними территории. Такая форма предоставления социальных услуг рассчитана на обеспечение интегрирования в общество детей с инвалидностью.

Взрослые жители учреждения социальной опеки через биржу труда устраиваются на работу на заводы, получают заработную плату. Заработная плата переводится на лицевые счета работающих жителей в домах социальной опеки, поскольку они не познают деньги и нуждаются в посторонней помощи. Бухгалтерией осуществляется перевод денег, из которых требуемая сумма забирается на оплату коммунальных услуг, остальная сумма остается на лицевом счете и расходуется для нужды работающих жителей. Социальный работник в неделю один раз делает покупку для работающих жителей дома опеки, в отчете прилагает соответствующие квитанции.

Верующие жители дома опеки идут в церковь совершать обряды, это тоже считается интегрированием в общество.

В отдельных учреждениях социальной опеки Литвы разрешается выпивать спиртное, чтобы не ограничивать права жителя и обеспечивать интегрирование в общество. В случае нарушение пьяным жителем покоя других жителей, социальный работник вызывает полицию. Полиция забирает пьяного жителя, привлекает его к административной ответственности. Административный штраф оплачивается из дохода жителя.

Специфический запах, свойственный домам-интернатам общего типа и психоневрологическим домам-интернатам советского периода, в учреждениях социальной опеки Литвы с малой численностью практически отсутствует, но в учреждениях социальной опеки с большой численностью такой специфический запах присутствует в малом количестве.

3. Частный дом социальной опеки для престарелых людей

«Королевская резиденция»

Частный дом социальной опеки «Королевская резиденция» принимает состоятельных пожилых людей и расположен в лесу, куда не доносится городской шум. Здесь люди дышат чистым лесным воздухом, в здании — чистота и радушный персонал.

В данном частном социальном учреждении созданы комфортные условия проживания (комнаты на 1 - 2 человек), есть вся необходимая медицинская, рекреационно-оздоровительная и реабилитационная база, помещения для организации досуга, занятий физкультурой. Жители частного дома опеки пользуются турецкой сауной, иглоукалыванием, занятием йогой, употребляют фиточай. Все помещения доступны для инвалидов, пользующихся колясками. По комфортабельности спальные комнаты жителей не уступают гостиничным номерам 4-х или 5-ти звездного отеля. Функционирует просторная столовая, ее дизайн, внутреннее оформление, сервировка столов и обслуживание жителей не отличаются от элитного ресторана мегаполиса.

Экстренный вызов персонала дома опеки обеспечивается кнопками вызова персонала, которые установлены возле каждого медицинского и рекреационно-оздоровительного оборудования. В спальных комнатах созданы все условия для приема пищи и покоя, установлена кнопка вызова персонала дома опеки, также над дверьми установлена мигающая лампочка, которая облегчает персоналу найти вызывающую комнату. Жители дома опеки выполняют работу в кружках вязания и ивоплетения, слушают музыку, посещают хоровое пение, тренажный и компьютерный класс, библиотеку с компьютерным классом. Специфический запах, свойственный интернатным учреждениям, здесь полностью отсутствует.

В подвале здания расположен морг, который оснащен современными оборудованиями.

В данном доме социальной опеки содержатся 302 жителя с 18 до 87 лет. Персонал состоит из 150 социальных работников и помощников (по состоянию на 2011 г.).

Т.Т. Койчуманов - ведущий специалист Министерства социального развития Кыргызской Республики

23.12.2011 год.